В 1997-2011 годах около 1 миллиона американских производственных рабочих потеряли работу из-за конкуренции со стороны Китая. С тех пор «китайский шок» обвиняют во всем, начиная с роста смертности среди американского рабочего класса и заканчивая избранием Дональда Трампа.
Отказ от либерального отношения к торговле также объясняет, почему политики сегодня проводят промышленную политику. Сейчас китайские автопроизводители переживают удивительный подъем, что вызывает опасения по поводу очередного разрушительного потрясения.
На самом деле, успехи китайских автомобилей нужно праздновать, а не бояться. Всего пять лет назад Китай поставлял лишь четверть от того количества автомобилей, чем Япония, которая в то время была крупнейшим экспортёром в мире. На этой неделе китайская промышленность заявила, что экспортировала более 5 миллионов автомобилей в 2023 году, что превышает японский объем. Крупнейший автопроизводитель Китая, BYD, продал 0,5 миллиона электромобилей в четвёртом квартале, оставив Tesla в пыли.
Китайские электромобили настолько шикарны, круты и, что самое главное, дёшевы, что сдерживающим фактором для их экспорта сегодня является нехватка судов для их транспортировки. По мере того, как мир декарбонизируется, спрос на них будет расти и дальше. К 2030 году Китай может удвоить свою долю на мировом рынке, до трети, положив конец доминированию национальных чемпионов Запада, особенно в Европе.